Семейные и близнецовые исследования указывают на то, что гомосексуальность имеет генетическую компоненту, вклад которой оценивают в 30-40 процентов, сообщается на сайте N+1
The gay gene
Сексуальные предпочтения — многофакторный признак, молекулярно-генетические исследования которого до сих пор системно не проводились. Тем не менее, полноценных полногеномных исследований, посвященных поиску маркеров гомосексуальности, до сих пор опубликовано не было.

Исследовательская группа из Университета здравоохранения и университета Чикаго провела первый подобного рода анализ на выборке из 1077 гомосексуальных и 1231 гетеросексуальных мужчин европейского происхождения. Сексуальные предпочтения участников регистрировались только на основании их слов. Ведущим автором исследования стал Алан Сандерс (Alan Sanders) — психиатр, который занимается генетикой поведения.

По результатам анализа исследователи обнаружили несколько перспективных генетических вариантов, связанных с гомосексуальностью, расположенные на 13 и 14 хромосомах. Оказалось, что часть генов из этой группы кодируют белки, ответственные за рост нейронов (прим. клетки нервной системы) и формирование межнейронных контактов преимущественно в промежуточном мозге. Ранее было показано, что размер этой области коррелирует с сексуальными предпочтениями у мужчин. Некоторые генетические варианты оказались связаны с развитием гипертиреоидизма — заболевания, при котором повышена концентрация гормонов щитовидной железы. Исходя из этого, авторы предположили, что гомосексуальность может быть связана с особенностями функционирования этого органа.

Несмотря на находку, авторы работы предупреждают, что выборка была довольно маленькой для полногеномного исследования, к тому же охватывала только мужчин европейского происхождения. Тем не менее, их работа ознаменовала начало генетических исследований подобного рода.

Несмотря на то, что гомосексуальность, казалось бы, не должна поддерживаться эволюцией, в различных популяциях количество гомосексуальных людей стабильно составляет 3-4 процента. Более того, этот феномен встречается не только среди людей, но и среди других животных, включая птиц и насекомых.

Согласно одной из теорий, гомосексуальное поведение может быть побочным продуктом антагонистической селекции, связанной с разными функциями одного гена у двух полов. Для одного пола такой генетический вариант, например, связанный с гомосексуальным поведением, может быть вреден, но для другого — настолько полезен, что все равно поддерживается в популяции. Ученые подтвердили эту гипотезу на жуках Callosobruchus maculatus. Оказалось, что специально выведенная линия жуков, в которой особи часто демонстрировали гомосексуальное поведение, отличалась при этом повышенной плодовитостью.