Контактный телефон: (+375) 17 289-57-18  Email: info@vstrecha.by

 

СПОНТАННОСТЬ и креативность как основные понятия психодрамы
 

Представления психодрамы о спонтанности, креативности и действии связаны с теорией ролей. Понятия «спонтанность» и «креативность» раскрывается Морено в его теории спонтанности. Спонтанность, с одной стороны, выступает как психологический эквивалент философско-теологического понятия «искра Божья», соотносясь, таким образом, с некоей благодатной космической силой (она выступает, в частности, в форме индивидуальной энергии, потенциально доступной чувственному восприятию и контролю). С другой стороны, спонтанность определяется Морено как адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые, то есть как некий конкретный акт, обладающий определенными характеристиками. В то же время Морено и его последователи указывают, что спонтанность может быть и неадекватной, в частности деструктивной (что противоречит предыдущему определению), то есть, по сути, речь идет о самопроизвольности как таковой. Так или иначе, спонтанность может быть по контексту рассмотрена как некоторый энергетический импульс, определяющий направление и специфику возможного поведения, либо как способность непосредственного следования этому импульсу. 

Понятие «спонтанность» происходит от латинского sua sponte, т.е. “внутри себя”. Спонтанность, по Морено, не накапливается и не сохраняется;  она появляется, чтобы быть потраченной «здесь и теперь», уступив место следующим проявлениям. Спонтанность может находить себе выход либо подавляться. Последнее означает оскудение индивидуального бытия и обеднение личности («невроз креативности»); вместе с тем высвобождение спонтанности может приводить как к творчеству, так и к деструктивной активности. В этом плане цель психодраматической терапии — высвобождение спонтанности и ее одновременная «разумная интеграция в целостную структуру жизнедеятельности человека». 

Морено описал независимые формы выражения спонтанности: драматическая форма (оживление уже состоявшихся действий, мыслей, чувств, слов); творческая форма (созидание новых идей, поведения, произведений и т. п.); оригинальная спонтанность (придание новой формы уже существующему); адекватная реакция (правильно выбранное по времени, форме, направленности и интенсивности поведение). 

Спонтанность — катализатор креативности (понимаемой как действенное творческое отношение к бытию в различных его ипостасях). Способность творить, по Морено, — фундаментальное человеческое свойство. Креативность отчетливо проявляется там, где спонтанность и действие базируются на уже имеющихся или вновь рождающихся принципах формирования. Психодрама разрабатывалась Морено как средство терапии «невроза креативности», то есть неблагоприятного состояния, связанного с застоем творческого отношения к бытию. Высвобождению и контролю спонтанности можно научиться с помощью психодраматических техник. 

Для Морено креативность является «теологической, социальной, а также биологической ценностью». Часто негативно окрашенной спонтанности он противопоставляет положительно понимаемую спонтанность. Она может проявляться в четырех различных видах: «1. Спонтанность, проявляющаяся в активировании культурных консервов и социальных стереотипов. 2. Спонтанность, проявляющаяся в сотворении новых организмов, новых художественных форм и структур окружающей среды. 3. Спонтанность, проявляющаяся в формирование свободного выражения личности. 4. Спонтанность, проявляющаяся в адекватной реакции на новую ситуацию». Если спонтанность является процессом мгновения, то креативность может иметь и продолжительный характер. Она выражается в культурных консервах (например, театральные пьесы, книги, языки, жесты, манифестации, ролевые поведения и т.д.). С помощью спонтанности консервы могут быть снова активированы. Возникает «ротационный процесс», когда совершенно естественно будет иметь сопротивление изменениям. 

Следующее ключевое понятие психодрамы, с которым связаны спонтанность и креативность, — понятие действия. Так же, как спонтанность и креативность, действие здесь рассматривается как феномен космический; оно — признак материи в целом и живой материи в частности. Как способ человеческого поведения действие старше речевого общения. Глубокие же детские переживания возникают на доречевом уровне развития ребенка, на уровне «первой вселенной», да и в целом действия находят лишь частичное речевое воплощение.
Человек, по Морено, постоянно испытывает акциональный голод, заставляющий его искать ситуации возможного самовыражения; этот акциональный голод, выступая и как космический феномен, и как индивидуальная потребность, является предпосылкой нормального ролевого развития, заставляя человека принимать роли, исполнять роли и создавать новые. Вместе с тем акциональный голод может быть чрезмерен или, напротив, редуцирован, что препятствует креативному ролевому развитию. В этом плане психодрама оказывается акциональным методом — методом действенного проигрывания событий, не ограничиваясь, как многие другие, рациональной проработкой материала . 

Морено описал три типа проявления спонтанности в человеческом общении: перенос, вчувствование (эмпатия) и теле. Под переносом Морено, вслед за Фрейдом, понимал перенесение собственных чувств и представлений на партнера по общению. В результате партнер предстает как объект бессознательных представлений, а само общение не соответствует реальности. Вчувствование — это способ общения, предполагающий способность на время отказаться от своего видения партнера, объективно воспринимать исходящую от него информацию и проникнуться его эмоциональным состояние. Эмпатия представляет собой более здоровый, чем перенос способ взаимодействия с людьми, однако и тут партнер по общению остается пассивным объектом восприятия. Истинная Встреча между двумя и более людьми, встреча, объединяющая «Я» и «Ты» в «Мы», возможна только в том случае, если все партнеры являются активными субъектами общения. Такой способ общения Морено назвал теле. Теле — это соотнесенное с реальностью восприятие и вытекающее из него отношение двух (или нескольких) человек. Общение, основанное на теле, характеризуется креативностью. В его основе лежит взаимное принятие роли. Теле-отношения — это не обязательно «отношения в любви», как часто их понимают. Учитывающая реальность конкуренция с сопутствующими ей враждебными чувствами между партнерами так же может быть основана на теле. 

Таким образом, спонтанность и креативность являются основными понятиями психодрамы Морено, которая определяется как метод групповой психотерапии, предполагающий использование театрализованной (драматической) импровизации для исследования клиентом своего внутреннего мира, развития творческого потенциала и на этой основе продуктивного изменения отношения к бытию в различных его ипостасях (включая самоотношение) и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия. 


 
Спонтанность - как часть развития
 
Согласно Морено, развитие человека невозможно описать ни биологической, ни социальной его обусловленностью. Для того чтобы описать развитие человека необходимо учитывать спонтанность. Созданный Я. Морено в 1920-е годы театр спонтанности был предшественником психодрамы. Из Театра спонтанности берут свое начало психодрама и социодрама, ролевые и импровизационные игры. Это методы, основанные на импровизации: люди спонтанно, «здесь и сейчас», разыгрывают события из своей личной или общественной жизни. Это могут быть, например, сцены из прошлого, которые после проигрывания переосмысливаются: по словам Морено, «хороший второй раз освобождает от плохого первого». Это может быть разговор с умершим, перед которым чувствуешь вину. Это могут быть сцены из будущего: так называемый «тест на реальность», когда человек проверяет действием – стоит ли совершать тот или иной шаг и к каким последствиям этот шаг приведет.

Получить полное представление о том, что такое психодрама и социодрама, не участвуя в них, очень трудно: это методы действия, и не случайно ведущие обучаются психодраме «на себе», будучи участниками игры. Морено писал, что психо- и социо- драматические сеансы «должны стать совместным опытом как зрителя, так и актера…это как раз то «мы», которое нельзя вставить в статью».

В отличие от актера, участник психодрамы играет «в произвольном действии, на основе импровизации. Он играет собственную жизнь, настоящее, прошлое, будущее, о котором мечтает или которого желает; он играет все это искренне и по-настоящему. Выражая свои чувства в психодраме, он не только познает себя самого, но и при обмене ролями со своим визави  смотрит на себя его глазами. Он воспринимает точку зрения ближнего». Один из любимых образов Морено заключается в том , что «каждого из нас можно считать группой». «Появляются разные персонажи. Бушуют страсти. Одни роли умирают, другие появляются». Психодрама дает возможность проигрывания и осмысления ролей, которые человек обычно скрывает от окружающих, а порой и от себя самого. 

Таким образом, спонтанность, креативность, культурные консервы представляют собой цикл творчества. Творческий процесс воплощается в появлении того или иного материального или идеального продукта (в том числе роли), который может обретать длительно сохраняющуюся форму, то есть консервироваться. На уровне человечества речь идет о так называемых культурных консервах — продуктах культуры, фиксированных в форме произведений науки, искусства. Консервы не содержат уже ни спонтанности, ни креативности; однако оживленные в индивидуальной жизни или в жизни новых поколений, они способны побуждать к творчеству, что осуществляется благодаря разогреву.





Список использованных источников:

1. Гриншпун, И. Б. Идеи Джекоба Леви Морено в контексте развития западноевропейской и североамериканской психологии XX столетия: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.01.— Москва: Московский педагогический государственный университет, 2002.
2. Марино, Р. Ф. История Доктора: Д.Л. Морено— создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии / Пер. с англ. М. И. Завалова. — Москва: Класс, 2001.
3. Морено, Дж. Театр спонтанности / Пер. с англ., авт. вступ. ст. Б.И. Хасан.— Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1993. – C. 114.
4. Морено, Я. Л. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой.— Москва: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001.
5. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено: Пер с нем. — Москва: Прогресс; Универс, 1994.— 352 с (2-е издание: Москва: «Когито-Центр», 2007.— 380 с.)
6. Психодрама: вдохновение и техника / Под ред. П. Холмса, М. Карп. Пер. с англ.— Москва: Класс, 1997.— 288 с.
7. Нааn A. Kreatives Erleben im Psychodrama. Zum Kreativitatskonzept in der Psychotherapie. Deutscher Universitats-verlag, Wiesbaden. – 1992.
8. Moreno, J.L. (1972), Psychodrama Vol.1 (4-th ed.) Beacon,N.Y.: Beacon House
9. Зерка Т. Морено. Психодрама: ролевая теория и концепция социального атома. - http://www.psichology.vuzlib.org/book_o045_page_39.html. 


Источник картинок http://prikol.bigmir.net








О нас

Деятельность организации в области ВИЧ/СПИД: 

С 1998 г . реализация проектов по профилактике ВИЧ/СПИД и ИППП среди мужчин, имеющих секс с мужчинами, исследовательские проекты среди работников коммерческого секса, наркопотребителей; 
Целевые группы: молодежь, мужчины имеющие секс с мужчинами; 
Предоставляемые услуги: 
Организация анонимной диагностики на ВИЧ/СПИД и ИППП; 
Психологические консультации; 
Консультирование по телефонам Горячих линий; 
Проведение поведенческих исследований. 

Контактная информация

Телефон администрации: (+375) 17 356-16-73

 Телефон «Горячей линии»: (+375) 17 289-57-18

 info@vstrecha.by